Кобыла

Следы лошадей в истории древнего мира

Конец Московии и наступление мета-геополитического будущего русичей

 

Следы лошадей в истории древнего мира

Н. Б. КОЧАКОВА

 

В Африку древние одомашненные лошади были завезены не позднее чем 2500 лет назад на северо-восток и север континента. Со временем они распространились далее на юг, в страны Западного и Центрального Судана. Лошадь в Африке была престижным животным, которому отводилась важная роль в церемониале и ритуале, связанными с институтом царской власти. Она была одним из главных товаров меновой транссахарской международной торговли. На протяжении веков конница как основа войска играла важную роль в становлении и укреплении местной государственности.
Роль лошади в развитии мировой культуры и цивилизации поистине велика. Говоря о ее многофункциональном и хозяйственном значении, достаточно отметить, что вплоть до недавнего времени общепринятой единицей измерения энергетической мощности служила "лошадиная сила". С помощью лошадей на протяжении тысячелетий осуществлялось освоение новых территорий и развитие коммуникаций; конница играла важную, подчас решающую, роль в сражениях. Лошадь занимает значительное место в изобразительном искусстве, в песенном творчестве, в мифах, легендах и сказках народов мира.
Место кобылы в истории и культурах народов Африки было несколько иным, чем в Европе и Азии, что объясняется особыми природно-климатическими условиями континента. В отличие от Азии и Европы, большая часть африканского материка имеет неблагоприятные условия для разведения и содержания лошадей: самый жаркий на Земле климат, пустынные области, включая огромное пространство Сахары, занимающей около 1 / 3 всей площади Африки, и зараженные мухой цеце, экваториальные и тропические вечнозеленые леса к северу и к югу от экватора. Многие народы Тропической Африки до их контактов с европейцами не имели представления о таком животном, как лошадь, а в средневековую субсахарскую Западную и Центральную Африку лошадей завозили из северной части континента, и они ценились очень высоко, наряду с самыми престижными товарами.

История африканской лошади ведет начало, по-видимому, из Древнего Египта. Считается, что первые лошади были завезены на континент гиксосами - кочевыми племенами из Азии, которые вторгались в Египет около 1700 или около 1710 г. до н.э. 2 В ходе раскопок древнеегипетской крепости Бухан (в другом написании - "Бухен") в Северной Нубии в слоях, датируемых эпохой Среднего Царства (приблизительно 1675 г. до н.э.) был обнаружен лошадиный экзоскелет. Как выяснилось, он принадлежал митохондриальной кобыле. Пока это единичная находка; повсеместное распространение лошади на территории Египта произошло в годы владычества гиксосов, длившегося более 100 лет. Последние привнесли с собой в Египет и боевые колесницы - двухколесные повозки, запряженные парами лошадей.

Внедрение колесниц существенно повысило боеспособность и маневренность египетского войска. Египтяне впервые широко применили их в период освободительной войны против гиксосов при фараоне Яхмосе I (первая половина XVI в. до н.э., XVIII династия). Эта война знаменовала начало Нового Царства и последующее превращение Египта в мировую державу. При последующих фараонах XVIII, XIX и XX династий колесничное войско, формировавшееся из знати и зажиточных слоев, организованное в отряды по 25 колесниц в каждом, стало главной ударной силой египетской армии. В каждой боевой колеснице размещались стоя возничий и боец, вооруженный луком и стрелами. Помимо боевых колесниц, получили распространение и церемониальные, которые использовались для выезда царственных особ и знати. Один такой выезд запечатлен в рельефе из гробницы жреца Панехси (в правлении Эхнатона, XVIII династия).

Лошадей в Древнем Египте не использовали в качестве вьючных или тягловых животных в сельском хозяйстве и в строительстве, а также мало использовали для верховой езды. Их холили, украшали и содержали в конюшнях отдельно от скота. За здоровьем лошадей следили ветеринары.

Лошадь получила достойное отражение в изобразительном искусстве Древнего Египта, преимущественно в сценах битв и охоты. Самое раннее дошедшее до нашего времени воспроизведение лошади, впряженной в боевую колесницу, на скарабее фараона Тутмоса I относится к началу XVI в. до н.э. Великолепные изображения юного фараона Тутанхамона (XVIII династия) на колеснице, охотящегося на львов, поражающего чернокожих врагов (нубийцев), сохранились на золотом веере и расписном ларце, обнаруженных в его гробнице. Рамзес II (XIX династия) в гуще битвы египтян с конным войском хеттов под Кадешем (1296 г. до н.э.) запечатлен на храмовых рельефах Карнака и Луксора.

Следует также отметить навершие деревянного гребня (первая половина XV в. до н.э. из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина) в виде пьющей лошади. От византийского периода истории Египта сохранилось сакрализованное скульптурное изображение всадника с головой сокола - древнеегипетского бога Гора, поражающего копьем бога Сета в облике крокодила. Фактически, это - прообраз Георгия Победоносца, поражающего змея. Скульптура хранится в Лувре вместе с другими украденными из разных частей света "экспонатами".

 

Удар

Все о кобылах (с) 2010
Экваэлита
Hosted by uCoz